Версия для слабовидящих Instagram Одноклассники Twitter ВКонтакте

Меню

Актуальные события

  

Информация для граждан в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции
(по данным оперштаба Липецкой области)

Актуальные версии постановлений
администрации Липецкой области № 159 и № 220

Режим самоизоляции для хронически больных людей в возрасте 65 лет и старше.

Обязательно соблюдение масочного режима на производстве, ношение масок в общественных местах и в транспорте.

Запрещается проведение всех видов детских утренников, городских ёлок, театрализованных представлений и других подобных торжеств для детей и взрослых в предприятиях и организациях. Исключение – новогодние внутригрупповые утренники без присутствия родителей и посторонних лиц.

Воспитательная работа

В 2018 – 2019 учебном году в начальных классах ОУ района обучаются:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

298

305

332

334

Всего – 1269  обучающихся начальных классов.

Образовательный процесс в начальных классах осуществляют 76    педагогов, из них:

- с высшим образованием – 72

- со средним специальным – 4

- с высшей квалификационной категорией -15

- с первой квалификационной категорией – 58

Обучение осуществляется в соответствии с ФГОС начального общего образования по УМК  «Школа России», «Планета знаний».

Повышаем качество школьного математического образования.

В общеобразовательных  школах нашего района серьезное внимание уделяется повышению математического образования школьников. Работа в этом направлении проводится  в соответствии с «Концепцией развития математического образования Российской Федерации», принятой  в декабре 2013 года Распоряжением Правительства  РФ.

В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности неэффективно без владения конкретными математическими знаниями и методами, без интеллектуальных и личностных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики.

Задача педагогов – сформировать   и развивать положительную мотивацию у детей к изучению математики, обеспечить развитие умений работы с различными типами математических заданий, создать такую образовательную среду, способствующую максимальному вовлечению в работу всех обучающихся – и с высоким уровнем познавательных потребностей,  и испытывающим трудности в  обучении. Выполнение этой задачи начинается в начальной школе,  дети осваивают азы знаний, чтобы перейти на следующую ступень, где изучение предметов более углубленное. Начальный курс математики, являясь органической частью школьного курса, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предмету, так и на практическое использование полученных знаний в реальной жизни. Изучение математики формирует культуру и критичность мышления, память, речь, воображение, эмоции, интеллект, личностные и эстетические качества.

Педагогами начальной школы накоплен определенный опыт работы по развитию математического образования младших школьников. В конце октября 2018 – 2019 года на базе средней школы №2 села Кривополянье состоялся районный семинар учителей начальных классов по теме: «Качественное математическое образование в начальной школе – залог успешности ученика на уровне основного общего образования». Присутствующие познакомились с опытом работы педагогов этой школы по развитию математического образования, которое осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности. Были посещены урок математики в 3 классе по теме: «Закрепление по теме: «Табличное умножение и деление с числами 2 – 7», урок проведен в форме заседания клуба «Что? Где? Когда?» (учитель Морозова Тамара Степановна)  и занятие кружка занимательной математики в 4 классе по теме: «Знакомьтесь! Архимед» (учитель Коннова Галина Александровна). Открытые мероприятия проведены в соответствии с современными требованиями, педагоги  использовали продуктивные формы и методы обучения. Подобранные задания были логически связаны и соответствовали различному уровню подготовки учащихся, что говорит о постоянном наблюдении за ребенком, изучении склонностей и индивидуальных особенностей каждого. Педагоги стимулировали познавательную и творческую активность младших школьников,  дали  каждому почувствовать уверенность, что он справится с предложенным заданием. Такая работа позволит развить интерес к изучаемому предмету, улучшить качество знаний, повысить  результативность участия в ставших традиционными всероссийских проверочных работах в начальной школе, а затем и в предметных олимпиадах и конкурсах, и на итоговой аттестации в основном и среднем звене обучения.

После обсуждения открытых мероприятий состоялась презентация опыта работы учителей школы по теме: «Формы и методы, способствующие повышению качества математического образования»  и обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.  Присутствующие поделились опытом своей работы, обсудили результаты и имеющиеся  недостатки. Педагоги района поблагодарили коллектив учителей школы во главе с директором Галиной Васильевной Поляковой  за продуманную и системную работу, выразили уверенность, что качественное математическое образование необходимо каждому для успешной жизни в современном обществе.

 

Доступная среда

Аналитическая справка
 об обеспечении доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в образовательных организациях и организациях дополнительного образования в  Чаплыгинском муниципальном районе

Требования к оценке доступности образовательных объектов и услуг отразились в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее – Приказ № 1309) и в приказе от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования». Положения приказа № 1309 определяют правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования, в том числе органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций. Приказ вступил в силу с 01 января 2016 г. и является обязательным для исполнения на территории Российской Федерации.

На протяжении 2015-2017г. в Чаплыгинском муниципальном районе в образовательных организациях и организациях дополнительного образования  , проводилась работа по паспортизации объектов на предмет доступности предоставляемых услуг для инвалидов:
- разрабатывались планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренным Приказом № 1309;
- образовательными организациями разрабатывались паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг.

В настоящее время паспортизация объектов и услуг образовательных организациий и организаций дополнительного образования Чаплыгинского муниципального района  завершена.

Информация о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы

В Чаплыгинском муниципальном районе ведется работа по созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа инвалидов и оснащения общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы на условиях софинансирования выделялись финансовые средства (субсидии) из федерального бюджета бюджету Чаплыгинского района на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в общеобразовательных организациях,

Средства субсидии на реализацию мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования были направлены образовательными организациями на:

создание архитектурной доступности, которое включает устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, учебных кабинетов,  комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов ,и.т.д.;

оснащение оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования в соответствии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), приобретение учебников для реализации адаптированных образовательных программ;

В 2015 году в общеобразовательных организациях были проведены мероприятия под созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащения общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием: МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина и МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина.

В указанных образовательных организациях проведены работы по оборудованию входов в здания пандусами, по приспособлению лестниц, установке поручней по периметру (коридоры, лестницы), окрашиванию порогов, первых ступеней лестниц, выполнение работ по реконструкции аварийного выхода (установка распашных дверей, козырек, съезд).

Таким образом, за период 2016-2017 г.

- 16 % от общего количества общеобразовательных организаций доступны для детей-инвалидов. В этих организациях создана архитектурная доступность (проведены ремонтные работы по созданию доступной среды для маломобильных групп населения), они обеспечены учебным и реабилитационным оборудованием;

84 % от общего количества образовательных организаций частично доступны для детей –инвалидов.
- доля организаций дополнительного образования ,частично приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составляет 100 %.

Нормативные документы

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст.79)
2.    Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ  "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
3.    Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
4.    Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»
6.    Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»
7.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
8.    Конвенция ООН о правах инвалидов
9.    Декларация ООН о правах инвалидов
10.    Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
11.    СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
12.    ГОСТР 51671— 2015 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов»
13.    ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные»

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 No 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Паспорт доступности отдела образования администрации Чаплыгинского района

Торги

23.10.2020 г.

20.05.2020 г.

18.10.2019 г.

16.09.2019 г.

07.08.2019 г.

20.06.2019 г.

10.04.2019 г.

20.02.2019 г.

21.01.2019 г.

05.12.2018 г.

07.09.2018 г.

27.07.2018 г.

Образование для детей с ограниченными возможностями

Общеобразовательные учреждения района посещают  49 детей-инвалидов, из них 5 человек с ограниченными возможностями здоровья.,  дошкольные учреждения посещает 1 ребенок-инвалид. В образовательных учреждениях созданы условия для воспитания и обучения детей данной категории. С детьми работают психологи, логопеды; проводятся занятия по адаптивной физкультуре. Воспитатели дошкольных учреждений и педагоги школ прошли курсы повышения квалификации, работа ведется по коррекционным программам.

Уважаемые родители!

По всем возникающим у Вас вопросам, связанным с пребыванием детей в образовательных организациях Чаплыгинского муниципального района, с организацией учебного процесса, охраной прав несовершеннолетних  Вам необходимо обращаться к директору школы или заведующему детским садом.

В случае, если Вы не находите исчерпывающего ответа на возникающий вопрос или Вам не удается разрешить конфликтную ситуацию в организации, просим обращаться в отдел образования Чаплыгинского муниципального района тел.: 8-47475-2 51 97.

Получение образования детьми с ОВЗ и инвалидностью

 Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, дети-инвалиды  могут обучаться в условиях:

- специального (коррекционного) образования;

- инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

- в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

- в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

- в условиях домашнего (семейного) образования.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психологическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психологического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психологического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в ФГОС, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В соответствии с п. 9 статьи 2 ФЗ № 273 образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

К основным образовательным программам относятся образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы.

Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организации может включать в себя любые варианты АООП НОО.

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.

Варианты программ представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

 

5. Алгоритм действий образовательной организации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Для обеспечения реализации прав ребенка с ОВЗ на получение образования в общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.

2. Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, рекомендаций ПМПК.

3. Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение ПМПК является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

4. Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.). В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;

б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Специальная психология»;

б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:

а) по специальности «Логопедия»;

б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

При получении образования обучающимися с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу, реализующему адаптированную образовательную программу, соответствуют выше обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного обучающегося.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.). Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

5. Основным документом образовательной организации является Устав. В Уставе образовательной организации должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.

6. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны быть разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:

- Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;

- Положение о рабочей программе учителя;

- Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;

- Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;

7. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт, образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.

ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования, обучающихся с ОВЗ на основе показателей динамики развития обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Перевод обучающегося с одного варианта ФГОС на другой или на обучение по СИПР осуществляется по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования при необходимости могут быть увеличены. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступеней общего начального образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которых направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.

8. Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя руководителя ОО.

9. В образовательной организации необходимо проводить информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.

10. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обучение детей с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предполагает использования оценочной системы, что закрепляется локальным актом образовательной организации. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и порядок их выдачи регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам 2 АООП для глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и слабовидящих, детей с нарушениями ОДА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования предполагается их обучение по ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех обучающихся, возможно, с учетом специальных требований, которые будут разработаны для этих уровней образования школьников с ОВЗ.

11. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для них должно быть организовано индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).

12. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Минобрнауки РФ. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать образовательные организации до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК.

13. Отчисление обучающегося согласно ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ означает издание распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о прекращении образовательных отношений. Обучающийся подлежит отчислению в следующих случаях: досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с получением образования (завершением обучения).

6. Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Внедрение Стандарта применительно к варианту 4 ФГОС НОО ОВЗ и варианту 2 ФГОС О у/о имеет свои особенности в связи с требованием к индивидуализации образования, учитывающего специфические образовательные потребности данной категории обучающихся.

Прием в образовательную организацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР) осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и ИПРА (для детей с инвалидностью).

СИПР разрабатывается для обучающихся по вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 1.4, 3.4, 6.4, 8.4 и ФГОС О у/о: вариант 2, а также по другим вариантам ФГОС по рекомендации ПМПК.

Зачисление ребенка в образовательную организацию происходит на основании приказа руководителя образовательной организации после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов, установленных законодательством Российской Федерации.

Структура СИПР обозначена во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

Наполняемость класса/группы обучающихся по СИПР должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15.

Форма проведения уроков и курсов/занятий может быть индивидуальной, групповой или комбинированной, что определяется рекомендациями ПМПК, специфическими образовательными потребностями обучающихся и уровнем сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания конкретного обучающегося в образовательной организации.

Нормативные документы
по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного  образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по расчету величин государственных нормативов в расчете на одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройством аутистического спектра».
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра».
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройством аутистического спектра».
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации «Организация деятельности регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра».
  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
  • Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 г. № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической и социальной помощи».
  • Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 г. № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов».
  • Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».
  • Письмо Минобрнауки России № ВК2101/07 от 31.08.2015 г. "О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении"
  • Письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 г. № ВК-2166/07 «Об организации обучения воспитанников ДДИ».
  • Письмо Минобрнауки России от 06.02.2015 г. № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
  • Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи».
  • Письмо Минобрнауки России № ВК1788/07 от 11.08.2016 г. "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
  • Письмо Минобрнауки России № 07-3517 от 19.08.2016 г. «Об учебниках для        обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Общеобразовательные учреждения, предоставляющие  образовательные услуги детям  с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК

Категория детей с  ограниченными возможностями здоровья

Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Дошкольные образовательные учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК

Общеобразовательные учреждения ,предоставляющие  образовательные услуги детям  с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК

Учреждения дополнительного образования,   предоставляющие услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с диагнозом и рекомендациями ПМПК      

Глухие  и слабослышащие дети

1.1,1.2,1.3,1.4

2.1,2.2,2.3

 МБДОУ Д/с "Колокольчик"

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБУ ДО ФОК "Лазурный

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

МБОУ ДОД ДЮСШ СОЛНЕЧНЫЙ 

Слепые  и слабовидящие дети

3.1,3.2,3.3,3,3.4

4.1,4.2,4.3

 МБДОУ Д/с "Колокольчик"

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБУ ДО ФОК "Лазурный

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1,5.2,5.3

 МБДОУ Д/с "Колокольчик"

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» 

МБДОУ д/с "Светлячок

 

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №4 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №1с.Кривополянье

МБОУ СОШ №2с.Кривополянье

МБОУ СОШ с.Троекурово

МБОУ СОШ с.Колыбельское

МБУ ДО ФОК "Лазурный

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

МБОУ ДОД ДЮСШ СОЛНЕЧНЫЙ 

Дети с нарушениями ОДА

6.1,6.2,6.3,6.4

МБДОУ Д/с "Колокольчик"

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» 

МБДОУ д/с "Светлячок

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

 

 

 

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

 

Дети с  задержкой психического развития

7.1,7.2,7.3

МБДОУ Д/с "Колокольчик"

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» 

МБДОУ д/с "Светлячок

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №4 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №1с.Кривополянье

МБОУ СОШ №2с.Кривополянье

МБОУ СОШ с.Троекурово

МБОУ СОШ с.Колыбельское

МБУ ДО ФОК "Лазурный

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

МБОУ ДОД ДЮСШ СОЛНЕЧНЫЙ 

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1,8.2,8.3,8.4

МБДОУ Д/с "Колокольчик"

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» 

МБДОУ д/с "Светлячок

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №4 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №1с.Кривополянье

МБОУ СОШ №2с.Кривополянье

МБОУ СОШ с.Троекурово

МБОУ СОШ с.Колыбельское

 

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

 

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями

МБДОУ Д/с "Колокольчик"

Детский сад комбинированного вида «Солнышко» 

МБДОУ д/с "Светлячок

МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №2 г.Чаплыгина

МБОУ СОШ №4 г.Чаплыгина

МБОУСОШ№1с.Кривополянье

МБОУСОШ№2с.Кривополянье

МБОУ СОШ с.Троекурово

МБОУ СОШ с.Колыбельское

МБУ ДО ФОК "Лазурный

МБОУ ДОД "Центр ДОД".

МБОУ ДОД ДЮСШ СОЛНЕЧНЫЙ 

 

Конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района

Решение № 3
конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации

9 октября 2018 года г. Чаплыгин

1. По итогам проведения конкурсного испытания по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации конкурсная комиссия решила представить Совету депутатов Чаплыгинского муниципального района для избрания на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации следующих участников конкурса:

- Зацепина Александра Александровича;

- Сазонова Юрия Алексеевича.

2. В течение одного дня направить протокол заседания конкурсной комиссии в Совет депутатов Чаплыгинского муниципального района с приложением документов, представленных победителями конкурса для избрания главой Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

3. Решение конкурсной комиссии разместить в районной газете «Раненбургский вестник» и на сайтах администрации района, районного Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района.

Председатель конкурсной комиссии Полякова Г.В.

Секретарь конкурсной комиссии Коннов А.С.


Решение № 2
конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации

5 октября 2018 года г. Чаплыгин

По итогам заседания о допуске граждан, представивших документы в конкурсную комиссию, к участию во втором этапе конкурса конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации решила:

1. Допустить к участию во втором этапе конкурса:

- Зацепина Александра Александровича, 1980 года рождения, генерального директора АО работников «НП «Спец АТП».

- Камышникова Владимира Анатольевича, 1959 года рождения, временно неработающего.

- Сазонова Юрия Алексеевича, 1962 года рождения, первого заместителя главы Чаплыгинского муниципального района.

2. Очередное плановое заседание конкурсной комиссии провести 09.10.2018 г. в малом зале здания администрации Чаплыгинского муниципального района.

3. Решение конкурсной комиссии разместить в районной газете «Раненбургский вестник» и на сайтах администрации района, районного Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района.

Председатель конкурсной комиссии Полякова Г.В.

Секретарь конкурсной комиссии Коннов А.С.


Решение № 1
конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Чаплыгин

По итогам организационного заседания конкурсная комиссия по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации решила:

  1. Избрать заместителем председателя конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Никонова Александра Николаевича – заместителя главы администрации Липецкой области.
  2. Избрать секретарем конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Коннова Анатолия Сергеевича – старшего инспектора-юриста муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация муниципальной собственности» Чаплыгинского района.
  3. Очередное плановое заседание конкурсной комиссии провести 05.10.2018 года в малом зале здания администрации Чаплыгинского муниципального района.
  4. Решение конкурсной комиссии разместить в районной газете «Раненбургский вестник» и на сайтах администрации района, районного Совета депутатов Чаплыгинского муниципального района.

Председатель конкурсной комиссии Полякова Г.В.

Секретарь конкурсной комиссии Коннов А.С.

Обращение главы

Я рад приветствовать Вас на сайте Администрации Чаплыгинского района! Сегодня наш район - один из самых динамично развивающихся в Липецкой области.
Наш сайт призван сделать работу администрации более открытой, познакомить всех с историей и сегодняшним днём района. Надеюсь, что каждый найдёт здесь что-то полезное для себя.

С уважением,
Глава администрации
Чаплыгинского муниципального района
Ю.А. Сазонов

Контакты

399900, Липецкая область, г. Чаплыгин, пл. Октябрьской Революции, д. 7
E-mail: achr@admlr.lipetsk.ru
Телефон/факс: +7 (47475) 2-14-18

Для граждан

Жалобы, предложения? Пишите – разберемся!
?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

Ссылки

4564564546